Новое в физическом воспитании детей начальной школы

Всем родителям хочется видеть своего ребенка здоровым и красивым. Для этого каждый выбирает собственную стратегию. Одни родители считают необходимым кутать ребенка в «сто одежек», другие, наоборот,  – закалять, совершая постоянные прогулки, третьи отдают ребенка в спортивные секции. И, конечно, каждому хочется затратить минимум усилий при достижении максимального результата. Но кажется, что такая цель практически недостижима в условиях современного города. Однако не стоит спешить с выводами. В последнее время все большее распространение в системе физического воспитания детей получают инновационные технологии. Основное их отличие – высокая эффективность при определенной организации педагогического процесса.

В ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1604 ведется большая работа по внедрению инновационных технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Стимулом к такой работе послужило большое желание педагогов этого образовательного учреждения видеть своих воспитанников сильными и здоровыми. Была организована окружная экспериментальная площадка по теме: «Разработка непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением инновационных технологий». Основным элементом работы явился поиск нестандартных методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

К их числу можно отнести занятия с волновыми тренажерами, разработанными профессором М.Ф. Агашиным. Тренажер прост, компактен, удобен, надежен, не требует дополнительного электрического питания и специального обслуживания. По степени воздействия и результатам применения за 5–10 мин. он дает такой же эффект, как при длительном посещении тренажерного зала.

Этого удается добиться за счет явления биомеханической волны, которая распространяется по телу человека с частотой от 2 до 5 Гц/сек. Эффективность волновых методов во время физкультурно-оздоровительных занятий определяется количеством перемен состояния скелетной мускулатуры в единицу времени (частотой волн напряжения – расслабления) и числом мышц, участвующих в двигательном процессе.

На практике это означает, что мышцы напрягаются и расслабляются от 2 до 5 раз в течение 1 сек. Соответственно усиливается и сокращается поток крови, поступающей к мышце. Отсюда следует другое положительное влияние действия тренажера – увеличение эластичности стенок кровеносных сосудов, которые при таких занятиях то расширяются, то сужаются в зависимости от того, как выполняется движение. При этом ребенок сам инициирует такую смену состояния мышечной системы, работая в удобном для себя ритме.

Следуя друг за другом, биомеханические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в согласованный ритм работы все функциональные системы, а организуют и закрепляют правильную работу биомеханических структур, управляющих качеством работы и общего состояния всего организма.

По принципу действия волновые тренажеры не вступают в противоречие с другими системами подготовки, а только усиливают их действие. Суммарно волновые методы и традиционные средства физкультурно-оздоровительных занятий превосходят другие варианты таких занятий в десятки раз, что позволяет за время, выделенное непосредственно на уроки физической культурой, поддерживать нормальное состояние здоровья школьников (М.Ф. Агашин, 2001, 2005).

В ГОУ № 1604 организована система физического воспитания детей, которая предусматривает проведение в течение недели двух уроков физической культуры, двух занятий по ритмике, а также ежедневно четырех занятий с тренажером Агашина. Эффект от выполнения физических упражнений усиливается за счет ежедневных прогулок детей на свежем воздухе, во время которых они не только активно двигаются, но и играют в различные подвижные игры.

Для учеников начальной школы разработаны комплексы упражнений с тренажером Агашина длительностью не более 6 мин., включающие от 4 до 6 упражнений. Время выполнения каждого не превышает 1 мин. Упражнения выполняются в определенной последовательности, представленной в табл. 1.

Таблица 1

Класс

Время выполнения упражнения (сек.)

Длительность одного занятия, включая паузы (мин.)

Количество занятий в день

1-й

15–20

3–5

3–4

2-й

20–30

4–5

4–5

3-й

25–35

4–5

4–5

4-й

35–40

5–6

4–5

Комплексы упражнений выполняются последовательно в течение дня:

– первый – перед первым уроком;
– второй, третий – на переменах между уроками;
– четвертый, пятый – во второй половине дня.

Каждый комплекс включает упражнения для мышц рук, туловища и ног. Например, ученикам первого класса рекомендуется выполнять следующий комплекс упражнений:

Упражнение 1

И.п. – о.с. Тренажер в правой руке, опущенной вдоль тела.
Выполняются ритмичные движения руки с тренажером вверх – вниз таким образом, чтобы добиться устойчивых колебаний груза внутри тренажера. Рука прямая, колебания достигаются за счет легкого движения плеча вверх – вниз.

Упражнение 2

И.п. – о.с. Тренажер в левой руке, опущенной вдоль тела.
Выполняются ритмичные движения руки с тренажером вверх – вниз таким образом, чтобы добиться устойчивых колебаний груза внутри тренажера.

Упражнение 3

И.п. – стойка ноги врозь. Тренажер удерживается двумя руками на уровне живота.
Выполняются пружинистые движения в коленях таким образом, чтобы добиться устойчивых колебаний груза внутри тренажера, аналогично упражнению 1. Руки слегка напряжены.

Упражнение 4

И.п. – стойка ноги врозь. Тренажер удерживается двумя руками перед грудью на вытянутых руках.
Выполняются ритмичные движения руками вправо – влево таким образом, чтобы задать грузу внутри тренажера устойчивые колебания. Амплитуда небольшая, аналогично упражнению 1.

Упражнение 5

И.п. – стойка ноги врозь на носках, пятки вместе или на небольшом расстоянии друг от друга. Тренажер удерживается двумя руками на уровне живота.
Выполняются пружинистые движения на носках вверх – вниз, тело на прямых ногах ритмично поднимается и опускается таким образом, чтобы задать грузу внутри тренажера устойчивые колебания, аналогично упражнению 3.
Остановимся на некоторых экспериментальных результатах, полученных при помощи системы автоматизированного мониторинга физической подготовленности детей ГОУ № 1604. Тестирование проводилось по общепринятой методике (А.Н. Тяпин, В.П. Щербаков и др., 2003), которая включала три теста: бег на 30 м, прыжок в длину с места и подъем туловища за 30 сек.

Таблица 2

Количество детей, отнесенных по уровню физического развития к группам с низким, средним и высоким уровнем развития физических качеств

Группа,

класс

Пол

Осень 2006 г.

Весна 2007 г.

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Старшая

группа

М

5

6

5

6

Д

1

4

5

1

4

5

Подготовит.

группа

М

1

7

3

11

Д

1

3

8

1

11

1й класс

М

5

5

3

3

3

7

Д

3

3

6

1

3

8

Как видно из табл. 2, уровень физической подготовленности детей существенно изменился в течение года: снизилось количество детей с низким уровнем развития физических качеств и увеличилось – со средним и высоким. Особенно это заметно в подготовительной группе детского сада, когда по результатам итогового тестирования только одна девочка была отнесена к группе со средним уровнем развития физических качеств, тогда как все остальные попали в группу с высоким уровнем.

Отметим, что в данной группе 5 раз в день проводились занятия с тренажером Агашина. В 1-м классе число мальчиков, отнесенных к группе с высоким уровнем развития физических качеств, возросло с 5 до 7 человек, а девочек – с 6 до 8. Число мальчиков, отнесенных к группе с низким уровнем, снизилось с 5 до 3, а девочек – с 3 до 1. Положительная динамика отмечается и у мальчиков средней группы. Заметим, что у девочек средней группы значительного улучшения результатов добиться не удалось, хотя в определенной степени оно все же имеет место.

Полученная динамика физических качеств, фиксируемая с помощью средств мониторинга, свидетельствует о положительном влиянии на здоровье детей данной системы физического воспитания детей, применяемой в ГОУ № 1604.

На рис. 1 и 2 представлены изменения роста и веса у воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604. Данная выборка соответствует среднестатистическим значениям роста и веса детей указанного возраста (Е.З. Година, 2004).

Рис. 1. Динамика изменения роста у воспитанников детского сада и  учеников 1-го класса ГОУ № 1604

Рис. 1. Динамика изменения роста у воспитанников детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604

Нижняя часть столбика каждой диаграммы показывает величину рассматриваемого показателя в начале, а верхняя – в конце учебного года. Оказалось, что рост воспитанников старшей и подготовительной групп детского сада в изучаемый период достоверно увеличился (P < 0,05), тогда как у первоклассников величина этого показателя в начале и в конце учебного года различается недостоверно.

Хотя средние показатели веса тела у детей увеличились за год: в старшей группе – с 20,255 до 20,95 кг, в подготовительной – с 22,81 до 24,72 кг, а у первоклассников – с 26,08 до 28,08 кг, – здесь не удалось зафиксировать достоверных различий в начале и в конце учебного года. Вероятно, это связано с тем, что внутри каждой из названных групп имеет место сильный разброс показателей веса тела, что подтверждает большая величина стандартного отклонения.

Рис. 2. Динамика изменения веса тела у воспитанников детского сада и  учеников 1-го класса ГОУ № 1604

Рис. 2. Динамика изменения веса тела у воспитанников детского сада и учеников 1-го класса ГОУ № 1604

Для изучения влияния проводимой работы на состояние здоровья детей фиксировалось количество дней, пропущенных по болезни. Данные по старшей и подготовительной группам детского сада и по 1-му классу начальной школы представлены на рис. 3. Отметим, что наибольшее число пропущенных дней было отмечено в средней группе детского сада – 115 и 119 в сентябре и октябре соответственно, т.е. в начале учебного года. Затем наблюдается постепенное снижение их числа вплоть до января 2007 г. и снова увеличение до 75 дней в феврале. Последнее обстоятельство связано с распространением скарлатины и введением карантина. Аналогичное явление наблюдается и в подготовительной группе.

В целом просматривается тенденция к снижению числа пропусков занятий как в подготовительной группе детского сада, так и в 1-м классе школы к концу учебного года. Этот факт и данные опроса родителей указывают на то, что данная тенденция связана с началом регулярных занятий по предлагаемой инновационной технологии физического воспитания. Вместе с тем полученные результаты не подтверждают ранее высказанное предположение о положительном влиянии занятий с применением тренажера Агашина на профилактику инфекционных заболеваний. Оказалось, что учащиеся ГОУ № 1604 точно так же подвержены инфекции, как и дети, не занимающиеся по данной системе. Об этом свидетельствуют данные рис. 3. В феврале – марте число пропущенных по болезни дней возросло в связи с распространением в этот период ветрянки и скарлатины. Случайный характер этого процесса подтвержден опросом родителей.

Рис. 3. Количество пропущенных по болезни дней в старшей и  подготовительной группах детского сада и в 1м классе школы

Рис. 3. Количество пропущенных по болезни дней в старшей и подготовительной группах детского сада и в 1м классе школы

Предлагаемая система построена с учетом принципа преемственности физического воспитания при переходе из детского сада в начальную школу. Регулярное же выполнение упражнений с тренажером Агашина позволяет не только сохранить двигательную активность детей на должном уровне, но и снизить уровень заболеваемости.

Николай Михайлов ,
к.п.н., МГПУ, Москва

Адрес статьи