Оглавление:

1. Волновые тренажеры для тренировок, лечения и профилактики заболеваний детей школьного возраста

2. Возможности волновых тренажеров для восстановления здоровья школьников

3. Предложения по улучшению здоровья школьников начальных классов с помощью занятий волновыми биомеханическими упражнениями

1. Волновые тренажеры для тренировок, лечения и профилактики заболеваний детей школьного возраста

Агашин М.Ф.

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФК)

Женщины и дети составляют почти 80% населения России /1/. По данным многочисленных исследователей 70% детей страдают от гиподинамии, до 40% имеют повышенный вес. Они чаще страдают заболеваниями ОРВИ, чаще травмируются, около 50% имеют близорукость и более 20% имеют повышенное артериальное давление /2/.

Причиной всепроникающей гиподинамии является урбанизаци

я жизни, отрыв человека от естественных движений по добыванию пищи и спасения от опасностей. К сожален

ию, ограничение жизненного пространства лишает большое количество детей подвижных, развивающих игр, а телевидение и интернет только усугубляют э

то состояние.

Проблема состоит в том, что в период становления ребёнка как л

ичности, он лишён возможности саморазвиваться, поскольку часто попадает в условия воспитания под лозунгом «Нашим детям – счастливое детство». В ДОУ и школе очень часто воспитание идёт по принципу: «Всех под одну гребёнку», и, естественно, равняют по слабейшему, что здоровья не прибавляет.

Урбанизация и гиподинамия входят в число причин увеличивающегося числа инвалидов от рождения. Девочки, выросшие в условиях ограничения движений и, соответственно, лишённые нормального развития своего тела, оказываются неспособными к полноценному и здоровому выполнению такого естественного акта, как деторождение.

Актуальность разработки методов и средств компенсирующих гиподинамию, в этой связи, не вызывает сомнений.

Гипотеза. Народная мудрость: «От чего заболел – тем и лечись!». Современная цивилизация создала уйму приборов, облегчающих труд, и тем самым лишила человека необходимого количества ачественных движений и, соответственно, здоровья.

Цивилизованный мир для собственного спасения обязан создать доступные и эффективные приборы (тренажёры для здоровья), компенсирующие недостаток движений требуемого качества. Сформулируем некоторые требования к таким тренажёрам:

1. Принцип действия тренажёра должен соответствовать природе функционирования человека Принцип всеобщности.

2. Действие тренажёра на системы человека должно быть структурно однородным и многократно повторяющимся для достижения лечебного, нормализующего и развивающего эффектов, действие по принципу: «Повторение – мать учения».

3. Тренажёр должен оказывать развивающее действие на показатели, характеризующие основные

движения человека: (сила, скорость, выносливость, ловкость, координация, точность др.).

4. Тренажёр должен быть комфортным и «ленивым», то есть обеспечивать интерес, удовольствие и кратковременность занятий привысоком качестве движений.

5. Доступность для занятий с детства до старости.Целью разработки такой системы тренажёровявляется снижение или полная компенсация влияния гиподинамии на здоровье человека, начиная со школьного возраста, профилактика системных заболеваний иинвалидности на всех периодах жизни человека.Наиболее близко указанным требованиям отвечает волновой тренажер типа «Гантель динамическая». В медицине он получил название Массажер-стимулятор волновой механический СМАС», торговое название «Тренажер Агашина». Волновые тренажёры включены в Реестр медицинских изделий регистрационное удостоверение Минздрава РФ № 29/06080999/2492-01.

Сертифицированы 4 типа тренажёров массой от 0,2 кг до 5,0 кг и длиной от 20 см до 70 см. Тренажёр, практически, не занимает места, не требует ухода и специального обслуживания.

Сущность работы волновых тренажёров состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой 1…5 гц. При этом человек сам инициирует смену состояния и интенсивность работы мышечной системы, включая в работу и, соответственно тренируя центральную и периферийную нервные системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы организма. Cледуя друг за другом,механические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в общий ритм работы все системы, но организуют и поддерживают однообразную структуру воздействия при управляемой амплитуде, что определяет качество воздействия.

Механическая работа, затрачиваемая во время занятий невысока, но очень эффективна в силу её структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в такой степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

За кратчайшее время занятий 2…5 минут на обычных уроках в начальной школе, или 10…15 минут на уроках физической культуры в средней школе достигается обобщённый положительный результат по состояния здоровья и скоростно-силовым свойствам превосходящий аналогичные показатели детей, не занимающихся на волновых тренажёрах.

Комплекс упражнений с волновыми тренажёрами Агашина позволяет направлять воздействие на мышцы ног, рук или туловища, хотя любое упражнение оказывает глобальное нормализующее воздействие на все системы и органы человека, что равносильно активации, согласованию и безлекарственному стимулированию всех жизненно важных систем человека /4/.

Одновременно волновой переход от напряжения к расслаблению и обратно с частотами 1-5 гц ( колебаний в секунду) осуществляет:

— волновой массаж скелетной мускулатуры;

— массажкровеносных и лимфатических сосудов;

— активацию работы периферийной и центральной нервной системы;

— разгрузку сердца и нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;

— укрепление связок и суставных сумок;

— нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после тренировочных занятий, болезней, травм, операций и т. п./3/

Несколько слов о профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности и её результативность зависит от причин возникновения инвалидности. Например, инвалидность в результате заболеваний сердечно-сосудистой системы и некоторых других систем может быть сведена к минимуму.

Особо отметим возможность многоуровневого подхода к профилактике инвалидности.

Первый уровень – это реабилитация детей-инвалидов с целью адаптации их к социальным условиям и реализации их потенциальных способностей.

Второй уровень – это воспитание и развитие, в том числе физическое, всех детей, с целью готовности их к здоровому деторождению при достижении ими детородного возраста.

Именно второй уровень более значим, ибо от качества воспитания и развития всех детей в настоящее время зависит скорость разрешения демографических проблем, как в России, так и во всём мире. Эффективность профилактики появления инвалидности определяет по какому пути будет развиваться общество – по пути всеобщей инвалидности и признания инвалидности в качестве нормы, или по пути достигнутого общепризнанного в настоящее время уровня здоровья.

Инвалидность от рождения может быть существенно снижена за счёт правильной организации физического (двигательного) развития организма девочек необходимого для нормализации такого природно-естественного акта, как деторождение. Кроме того, на инвалидность от рождения влияют наркомания, алкоголизм и курение в детском возрасте. Естественно, создание экономических условий, отвлекающих молодёжь от этих привычек, очень важно для воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Таким образом, любая тренировка с тренажёром заключается в приведении его в колебательное движение по принципу: «Трясти надо». Каждое упражнение обеспечивает достижение перечисленных выше эффектов, за счёт структурной однородности волнового воздействия. Тем не менее, упражнения делятся на три больших группы, направленные на преимущественное развитие:

-мышц рук и плечевого пояса;

-мышц спины, живота и тазобедренного сустава,

-мышц ног.

Естественно, что выбор упражнения определяется тренером, исходя из целей и задач тренировки.

Особенности выполнения упражнений каждой группы:

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются при удержании тренажёра одной или двумя руками, расположенными вперёд, вверх, в стороны или вниз с расположением тренажёра вертикально или горизонтально. В каждом из этих положений выполняется колебательное движение тренажером за счёт работы мышц рук. Амплитуда колебаний 3…5 см, частота и сила подбираются такими, чтобы груз тренажёра начал устойчиво колебаться без жёстких ударов в конце хода.

Упражнения для мышц спины, живота и тазобедренного сустава также выполняются при удержании тренажёра одной или двумя руками, расположенными вперёд, вверх, в стороны или вниз с расположением тренажёра вертикально или горизонтально. В каждом из этих положений руки находятся в тонусе, то есть напряжены со средней силой и не работают. Колебательное движение тренажёру сообщается за счёт направленного напряжения и расслабления мышц живота и тазобедренного сустава.

Упражнения для мышц ног также выполняются при удержании тренажёра вертикально одной или двумя руками, расположенными перед собой или за спиной. В каждом из этих положений руки прижаты к туловищу, находятся в тонусе, то есть напряжены со средней силой и не работают. Колебательное движение тренажёру сообщается за счёт направленного напряжения и расслабления мышц ног в коленном и голеностопном суставах. Поднимание и опускание туловища должно быть минимальным. Практически необходимо только обозначать подъём и опускание тела, и подобрать частоту этих колебаний, чтобы груз тренажёра начал устойчиво колебаться.Длительность любого упражнения не более 30 секунд.

После каждого упражнения отдых не менее 30 секунд.

Суммарная длительность работы с тренажёром за одну тренировку не более 30минут, с выходом на это время не ранее чем через два месяца после начала занятий.

Подходы к тренажёру могут осуществляться в течение всей тренировки, но выполнять не более трёх упражнений за один подход.

Выводы:

1.Применение волновых тренажёров в детском возрасте, начиная с начальной школы, существенно снижает дефицит правильно организованного движения, согласует и нормализует работу сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, дыхательной и др. систем.

2. Организация нормальной работы систем человека с помощью волновых тренажёров создаёт условия для сохранения здоровья от рождения до последних дней жизни.

Литература

1. Герасименко Н.Ф. Здоровье нации. Журнал «Плацдарм», №1, 2003г.

2. Голиков Н. Культура здоровья школьников; сущность проблемы, стратегия решения. Научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №4, 2002г.

3. М.Ф. Агашин. Волновые тренажеры для профилактики заболеваний. В сб. Здоровье нации Сборник материалов Международного научного конгресса «Оздоровительные, социально-психологические и нравственные аспекты физической культуры, спорта и туризма в современных условиях».Издатель А.Н. Жуков, Москва, 1997 г.

4. Гилинская Н.Ю. и др. Инструкция по применению «Массажёров-стимуляторов волновых механических СМАСС» Рекомендована Комиссией по аппаратам и приборам, применяемым в физиотерапии, Комитета по новой медицинской технике МЗ РФ (Протокол №4 от 10 апреля 2000г.). Утверждена в МЗ РФ 13декабря 2000г.

5. Агашин М.Ф., Кахидзе А.С. Некоторые методические рекомендации для начинающих занятия с волновыми тренажёрами. В сб. «Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК»-М. «Физкультура, образование и наука», 2001г, стр.-275

6. Агашин М.Ф. Волновые тренажеры для тренировки, лечения и профилактики заболеваний и инвалидности детей школьного возраста Журнал«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №2. 2003г

7. Агашин М.Ф., Дмитриев Р.М. Методические особенности применения тренажёров Агашина для дзюдоистов. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» №2. 2003г

Наверх

2. ВОЗМОЖНОСТИ ВОЛНОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ

ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Агашин М.Ф.

Российский государственный университет физической культуры спорта и туризма

Впервые спортивные тренажёры официально признаны Минздравом РФ в качестве профилактического и лечебного средства по заболеваниям нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и др. систем.

Такая широта применения объясняется принципом действия волновых тренажёров. Сущность работы волновых тренажёров состоит в том, что они создают условия для периодической смены состояния скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление и обратно с частотой 1…5 гц. При этом человек сам инициирует эту смену состояния мышечной системы, включая в работу и, соответственно тренируя центральную и периферийную нервные системы, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы организма.

Ритмо-волновые процессы являются естественными природными для человека, поэтому, в зависимости от параметров тренажёрного воздействия, можно получать различные заданные эффекты: профилактический, лечебный, тренирующий и любое их сочетание.

Конструкции волновых тренажёров разнообразны: от мобильных до стационарных, применимы для всех возрастов, видов спорта, включая игровые с возможностью одновременной тренировки силы, координации и точности действий в игровых и др. жизненных ситуациях.

Наиболее доступным для применения в школе с целью оздоровления детей, профилактики заболеваний и развития скоростно-силовых свойств является волновой тренажер типа «Гантель динамическая». В медицине он получил название «Массажер-стимулятор волновой механический СМАС», торговое название «Тренажер Агашина». Волновые тренажёры включены в Реестр медицинских изделий — регистрационное удостоверение Минздрава РФ №29/06080999/2492-01.

Сертифицированы 4 типа тренажёров массой от 0,2 кг до 5,0 кг и длиной от 20 см до 70 см. Тренажёр, практически, не занимает места, не требует ухода и специального обслуживания.

Организованные тренажёром механические волны напряжения и расслабления не просто втягивают в общий ритм работы все системы, но организуют и закрепляют правильную работу биомеханических структур, управляющих качеством взаимодействия систем и органов человека, что является необходимым условием восстановления и сохранения здоровья.

Одновременно волновой переход от напряжения к расслаблению скелетной мускулатуры решает дополнительно ряд частных задач, которые могут использоваться при индивидуальном подходе к восстановлению здоровья школьников. К ним относятся:

— волновой массаж скелетной мускулатуры;

— массаж кровеносных и лимфатических сосудов;

— активацию работы периферийной и центральной нервной системы;

— нормализацию показателей работы сердечно-сосудистой системы;

— укрепление связок и суставных сумок;

— нормализацию обмена веществ и ускоренное восстановление после тренировочных занятий, болезней, травм, операций и т. п.

Эффективность волновых тренажеров обусловлена природой естественно-биомеханического (волнового)воздействия на функциональные системы человека механических колебаний, создаваемых самим человеком с помощь волновых тренажёров.

Механическая работа, затрачиваемая во время занятий невысока, но очень эффективна в силу её структурирующей направленности. При этом интенсивность занятий и физическая нагрузка допустимы в такой степени, в какой они разрешены на обычных занятиях физическими упражнениями.

Время выполнения каждого упражнения составляет 15…30 секунд.

За кратчайшее время занятий 2…5 минут на обычных уроках в начальной школе, или 15…20 минут на уроках физической культуры в средней школе достигается обобщённый положительный результат по состояния здоровья и скоростно-силовым показателям превосходящий аналогичные показатели у детей не занимающихся на волновых тренажёрах.

Комплекс упражнений с волновыми «Тренажёрами Агашина» позволяет направлять воздействие на мышцы ног, рук или туловища, хотя любое упражнение оказывает глобальное нормализующее воздействие на все системы и органы человека, что равносильно активации, согласованию и безлекарственному стимулированию всех систем жизнеобеспечения.

Кратковременность занятий с волновыми тренажёрами позволяет многократно применять их на обычных уроках в начальной школе, а в средней школе увеличить время на уроках физической культуры для подвижных игр и практическое освоение движений в реальных условиях.

Особо отметим возможность многоуровневого подхода к профилактике детской инвалидности.

Первый уровень – это реабилитация детей-инвалидов с целью адаптации их к социальным условиям и реализации их потенциальных способностей.

Второй уровень – это воспитание и развитие, в том числе физическое, всех детей, с целью готовности их к здоровому деторождению при достижении ими детородного возраста.

Именно второй уровень более значим, ибо от качества воспитания и развития всех детей в настоящее время зависит скорость разрешения демографических проблем. Эффективность профилактики появления инвалидности определяет по какому пути будет развиваться общество – по пути всеобщей инвалидности и признания инвалидности в качестве нормы, или по пути сохранения достигнутого уровня здоровья.

Инвалидность от рождения может быть существенно снижена за счёт правильной организации физического (двигательного) развития организма девочек, в том числе и с помощью тренажёров, необходимого для нормализации такого природно-естественного акта, как деторождение.

Не менее важную роль в оздоровлении детей играет развитие «Биомеханических компьютерных игр», в которых компьютер объединен с волновым тренажёрам для выполнения играющим реальных активных движений, например ударов, качество которых определяет компьютер.

Наверх

3. Предложения по улучшению здоровья школьников начальных классов с помощью занятий волновыми биомеханическими упражнениями

М.Ф.Агашин

Концепция

1. Тренажеры должны быть удобны, компактны, доступны всем, применимы во всех случаях занятий: физкультпауза, зарядка, ОФП, уроки физкультуры, внеурочная оздоровительная и спортивная работа.

2. Массовая применимость, отсутствие противопоказаний, ясная понятная методика, простота обучения и выполнения упражнений.

3. Повышенная эффективность общеоздоровительных, развивающих занятий, профилактики и восстановления при меньшем времени занятий и малой или невысокой (до средней) интенсивности выполнения упражнений.

4. Выполнение упражнений в режиме мышечной комфортности. Применимость для ослабленных детей, возможность использования инвалидами в школе и в течение дня.

Основные способы применения

1. Применение волновых тренажёров и методик общеоздоровительных занятий в режиме микропауз во время проведения обычных уроков Длительность микропаузы 1…3 (до 5) минут, 1-3 раза в течение урока, а также в течение дня.

2. Применение биомеханических тренажёров и методик на уроках физкультуры.

во время разминки – 3-5 минут;

как развивающие упражнения (тренировка) – от 3 до 10 минут;

для развития (тренировки) спортивных качеств: общей координации, ловкости, выносливости, скоростных, силовых и др. качеств – от 5 до 10 минут.

Комплекс включает 8-12 упражнений. Упражнение занимает 8-15 секунд с последующим отдыхом 8-15 секунд.

3. Выполнение биомеханических упражнений (без тренажера) в качестве разминки на уроках физкультуры и физкультпауз (снятие и профилактика усталости и пр.) на обычных уроках и течение дня.

Комплекс включает 8-16 упражнений. Упражнение – 7-10 сек, пауза от 3-5 секунд. Общая длительность 2-5 минут.

Механизм биомеханического действия тренажеров и упражнений

Волновые тренажёры создают условия для периодической смены напряжения и расслабления всей мышечной системы человека с частотой от 2 до 5 раз в секунду. Это активизирует и дает эффективную безлекарственную нормализацию работы сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечной, лимфатической, дыхательной, пищеварительной и др.

Периодические механические волны распространяются по тканям организма со скоростью звука и опережающим образом по сравнению с нервными каналами включают в согласованный ритм работы центральную и периферическую нервную систему, делая волновые методы физкультурно-оздоровительных занятий в 3-5 раз более эффективными по сравнению с традиционными.

Это улучшает управление двигательной деятельностью и общее психофизическое состояние организма.

Кроме того, волновые тренажёры обеспечивают выравнивание тонуса межпозвонковых и других мышц спины и этим содействуют уменьшению искривления позвоночника, что ведёт к улучшению состояния здоровья школьников, дает профилактику многих заболеваний.

Тренажеры разрешены к применению МинЗдравом РФ по результатам клинических испытаний.

Практические действия

Школы, детские клубы, кружки и секции а также методические кабинеты департамента образования г.Москве и в округах могут быть оснащены портативными недорогими биомеханическими “Тренажерами Агашина”, методическими рекомендациями и специальными комплексами упражнений для детей и подростков.

Наверх

Подробнее о пользе и возможностях применения тренажёра:

Для здоровья…

Для детей и школьников…

При подготовке спортсменов…

При подготовке спецподразделений…

Стоимость тренажёров Агашина различна — в зависимости от исполнения и количества заказанных тренажёров. 

Мы ответим на все Ваши вопросы о том:

— как приобрести тренажёр Агашина,

— где купить тренажеры Агашина,

— сколько стоит тренажёр (в зависимости от исполнения);

— как с его использованием улучшить здоровье, увеличитьсилу, скорость реакции и т.д.,

а также мы можем:

— приехать к Вам для демонстрации работы тренажёра;

— провести занятия по обучению работе с тренажёрами;

— помочь в индивидуальном подборе «Тренажеров Агашина»;

— проконсультировать по вопросам приобретения и применения комплексов «Тренажеров Агашина» организациями;

— организовать изготовление тренажёров на заказ с нестандартными параметрами.

Для решения указанных вопросов обращайтесь по телефонам

Москва: 545-67-63