Оглавление:

1. Использование волновых тренажеров для скоростно-силовой тренировки спортсменов

2. Физическая культура и шахматы

3. Помощник коннику, соперник коню

4. Применение волновых тренажеров при подготовке юных гребцов-академистов

1. Использование волновых тренажеров для

скоростно-силовой тренировки спортсменов

Агашин М.Ф., Белицкая Л.А.

Российская государственная академия физической культуры, г.Москва, Россия.

 

Волновые тренажеры – оригинальные устройства, воздействующие на мышечную систему, опорно-двигательный аппарат и другие функциональные системы. Работа на этих тренажерах способствует улучшению скоростных, силовых и координационных возможностей организма.

Тренажер Агашина – уникальный тренажер, обеспечивающий форсированную разминку скелетной мускулатуры и согласование работы мышечных групп между собой и мышечных ансамблей внутри каждой группы.

Согласование работы мышц и мышечных ансамблей обеспечивает существенный прирост силы, сокращение времени выполнения двигательных актов, а также существенное повышение выносливости.

Рабочей гипотезой объясняющей такое действие тренажёра на спортсменов является новый режим работы всей скелетной мускулатуры – режим смены состояния напряжённого на расслабленное с частотой от 3 до 6 раз в секунду (Гц). Амплитуда перемещения биомеханических звеньев в процессе волнового переключения состояния мышц, как правило, не превышает 3-10 см.

Тренировочный эффект создаётся за счёт существенного увеличения числа повторов импульсных движений, идентичных по величине и направлению действующих усилий. Такой режим работы обеспечивает втягивание в общий ритм работы мышечных волокон внутри каждой мышцы и мышц между собой с соответствующим увеличением развиваемых усилий на конечных звеньях и согласование работы мышц синэргистов и антагонисто в противофазе, что также увеличивает значение развиваемых усилий.

Целью данного исследования являлось повышение эффективности тренировочного процесса и результативности спортсменов-борцов за счет увеличения скоростно-силовых показателей с помощью биомеханических методов тренировки с использованием волновых тренажеров.

Для решения поставленных задач была разработана методика тренировки на волновых тренажерах и проведена ее экспериментальная проверка и уточнение в процессе испытаний, а также разработаны рекомендации по применению волновых тренажеров для тренировки борцов.

В течение 3-х месяцев проводились наблюдения за молодыми спортсменами, специализирующимися в греко-римской борьбе. Использовались волновые тренажеры Агашина массой 2кг–5кг. Тестирование скоростно-силовых качеств осуществлялось трижды: в начале тренировочного цикла, в середине и в конце. Использовались следующие тесты: «жим штанги массой 60% и 90% от индивидуального максимума»,«тяга штанги к груди массой 60% и 90% от индивидуального максимума». Определялось также время латентного периода слухо-моторной реакции и величина усилия толчка руками вперед..

Экспериментальная группа оказалась неоднородной по физическим качествам, что сказалось на тестах: «Жим штанги лёжа, вес 90% от индивидуального максимума» и «Тяга штанги к груди , вес 90% от индивидуального максимума». За первые 4-е недели занятий произошло выравнивание показателей по всем тестам, разброс не превышал 10%.

Продолжение занятий с волновыми тренажерами Агашина на 4-8 неделе обеспечило продолжение роста силовых показателей по всем тестам, хотя скорость роста по 3-м показателям снизилась.

Параллельное применение 2-х методов тестирования, несмотря на их принципиальное различие, подтвердило высокую эффективность волновых методов тренировки в развитии скоростно-силовых свойств спортсменов.

Наверх

2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ШАХМАТЫ

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Князева

Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: урок шахмат, взаимосвязь дисциплин, физическое и умственное развитие, шахматные знания, стимулирование систем жизнеобеспечения, направленные упражнения, эстафета, шахматная площадка, мотивация интереса и познавательной активности, биомеханические тренажеры.

Связь физической культуры и шахмат естественна, как сама природа. Необходимость использовать физические упражнения на уроках шахмат вытекает из гиподинамического характера древней игры. Хотя неправомерно сравнивать уроки с многочасовыми соревнованиями, когда спортсмен вынужден подолгу неподвижно сидеть за доской, и даже с тренировочными занятиями, по своей продолжительности превышающими время урока, все же статическая направленность шахмат, как и других учебных предметов, требует периодической смены «положений». Это помогает избегать застоя крови в различных частях тела, а значит, и увеличивает поступление кислорода в головной мозг. В этом плане шахматы — особый вид спорта, где без ущерба для содержания обучения можно сочетать физическое и умственное развитие самыми разными приемами, в том числе и физическими упражнениями, сбрасывать нервное напряжение, накопившееся за время урочных занятий.

Таким образом, взаимосвязь двух дисциплин — шахмат и физической культуры — закономерно обусловлена и максимально полезна. Проблема состоит лишь в том, чтобы рационально, экономно, без потери времени вводить элементы физической культуры в шахматный 35-45-минутный урок.

Проблемой взаимосвязи физического и умственного развития я занимаюсь почти 30 лет.

Своими соображениями делилась с коллегами на Всесоюзной научно-практической конференции по школьными шахматам, в Высшей школе тренеров ГЦОЛИФКа, на конференциях и совещаниях разных уровней и рангов в Узбекистане. Тогда сама идея «физическое и шахматы» была для шахматных педагогов столь нова и неожиданна, что вызвала ряд недоумений. Сегодня идея принята и функционирует, хотя и не так интенсивно, как того заслуживает. Тем не менее, есть положительный опыт в изучении шахматной доски и фигур на тренировочных занятиях с дошкольниками — в форме «живых» шахмат. Как отмечают тренеры, материал при этом запоминается малышами быстро и прочно.

Мною разработаны система физических упражнений для использованием на шахматных уроках, ряд тем, естественно сочетающихся с физической культурой. В первую очередь это начальные шахматные понятия: доска, начальная и исходная позиции и геометрия шахматной доски, хождение и взятие фигур, равноценный размен, сила фигур. Далее: правила игры в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, закон централизации, гамбитные идеи, план, стратегия и тактика… Практически к любой шахматной теме можно подобрать методический ключик. При должном воображении и опыте каждый учитель и тренер могут сказать в этом плане свое слово, используя спортивную площадку с расчерченной шахматной доской, где каждая клетка равна 1 квадратному метру, или другое место: школьный двор, спортзал, учебный класс…

Наиболее простой, доступный и эффективный способ достижения физической бодрости и научения шахматным знаниям — направленные упражнения, когда в игровой форме и на сюжетной основе познаются правила, принципы и законы шахматной игры.

Так, с одинаково высоким эффектом использовался метод эстафеты в научении начальным шахматным понятиям, как в авторской «Школе мысли», где дети 5-6 лет наряду с чтением, счетом обучались и шахматной игре, так и в начальных классах школы-гимназии № 18 Мончегорска. Использовались различные эстафеты, чтобы исключить быстрое привыкание ребят к данному упражнению и с целью удержания их интереса. Например, малыши делятся на две команды: «Король» и «Белый конь». Задача — добежать до демонстрационной доски, взять любую фигуру и примагнитить ее в начальной позиции. Если допущены ошибки, то заметившие исправляют их. Они имеют право сделать свой ход и одновременно избежать неточности. Побеждает команда, первой правильно расставившая фигуры в начальной позиции (за черных или белых). Игра может быть продолжена в обратном порядке: в эстафете фигуры снимаются с доски, а затем вновь устанавливаются. Необходимости в проведении такой игры более двух-трех раз обычно не возникает: дети быстро усваивают расстановку фигур. Затем выполняются подобные упражнения на изучение правил ходов и взятия фигур.

Другой вид эстафеты — на взятие фигур — требует уже некоторого инвентаря: шести больших шахматных фигур (кеглей) и лесенки из двух ступенек около каждой фигуры. Король, ферзь, ладья, конь, слон и пешка расставляются на дистанции в 5-8 м в меняющемся произвольном порядке. Задание — быстрее пробежать туда и обратно, останавливаясь около каждой фигуры и попрыгав на ступеньках столько раз, во сколько баллов оценивается фигура. При отсутствии фигур-кеглей и ступенек можно обойтись и без них: фигуры заменяют дети, изображающие короля, ферзя и т.д. Они выполняют физические упражнения вместе с участниками, которые, останавливаясь рядом, «пропрыгивают» на одной-другой, двух ногах стоимость фигуры (или обегают необходимое количество раз вокруг фигур, или прыгают через скакалку…).

В Ангренской школе № 33 Ташкентской области во внутреннем дворике, непосредственно рядом с шахматным классом, на асфальте была расчерчена гигантская шахматная доска. Она значительно расширила возможности соединения физического и умственного в научении шахматам, и прежде всего в результате того, что, используя идею «живых шахмат» — людей-фигур, на такой доске можно не только изучать горизонтали, диагонали, вертикали и т.д., но и решать достаточно широкие педагогические задачи: мотивировать интерес и познавательную активность, то есть воспитывать и научать без утомления. Близость такой шахматной площадки к классу, благоприятные климатические условия позволили использовать элементы физической культуры достаточно долго и эффективно. При трех уроках в неделю 1-2 занятия продолжительностью не более 10-15 мин проводились на свежем воздухе. Темы — от элементарных шахматных знаний до практического разыгрывания партий.

На уроках на воздухе использовалась наша шахматная азбука, например:

Открытая линия

Коль пешек нет на всем пути,

На эту линию зайди!

Спеши занять ее, дружок, —

Ты совершишь большой рывок!»

Рокировка

«Особенный ход — «три нуля», «два нуля»

— Надежно укроет главу — короля».

Взятие

«Овладеть фигурой можно,

Только очень осторожно.

Посмотри сперва кругом,

Ну а взятие — потом».

Эти стихотворные иллюстрации хороши в сочетании с музыкой, записанной на магнитофон. На таких уроках можно использовать много физических упражнений. Например, в конце занятия на силу фигур предложить учащимся отжаться, подтянуться на перекладине, присесть и т.п. столько раз, во сколько оценивается та или иная фигура. Или при прохождении шахматного поля змейкой (геометрия доски) использовать «гусиный» шаг, семенящий бег, упражнения для рук и ног…

Особый интерес представляют упражнения, связанные с биорезонансным подходом к оздоровлению, и тренировки с использованием биомеханических тренажеров М.Ф. Агашина и Ф.К. Агашина, создающих условия для периодической смены напряжения и расслабления мышечной системы, стимулирующих работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, лимфатической и других систем жизнеобеспечения на длительный период.

Практика свидетельствует, что для поддержания профилактического барьера здоровья достаточно 5-15 мин ежедневных занятий на каком-либо тренажере в режиме легких усилий. Использование динамических гантелей и упругой площадки, наиболее доступных в школьных условиях, помогает нормализовать давление, частоту сердечных сокращений, улучшает гемодинамику, повышает потребление кислорода, стимулирует интерес к своему здоровью и к конкретным шахматным знаниям.

Динамические гантели можно использовать и непосредственно в классе, во время так называемых физкульт-пауз. Упражнения под речевку типа:

«Раз и два, и три, четыре —

Ставим ноги мы пошире.

Руки врозь, наклон вперед,

Вправо, влево. Вот народ!

Засиделся, застоялся —

В шахматы так заигрался.

Пешка здесь и пешка там?

Ни за что их не отдам.

За коня, слона, ладью.

Хорошо подумаю!

Отдохнем сейчас немного —

И по шахматным дорогам.

Раз — присели, встали — два:

Отдохнула голова».

— хорошая форма динамического отдыха. Биомеханические тренажеры можно широко использовать в конкурсах «Папа, мама, я — шахматная семья», когда наряду с шахматными викторина ми, турнирами и решением задач проводятся состязания в ловкости, быстроте, смекалке.

Применение физических упражнений на уроках шахмат возможно не только в начальной школе (как и шахмат на занятиях физкультурой), но и в средних и старших классах. Но это уже другая тема.

Наверх

3. ПОМОЩНИК КОННИКУ, СОПЕРНИК КОНЮ

Конные скачки одно из любимейших занятий народов всех стран, всех континентов. Не только потому, что это скорость и сила  в единоборствах и в сражениях целых армий прошлых веков. В первую очередь, всегда выдвигались сила и индивидуальное развитие организма, и здоровье каждого наездника. Именно поэтому российские казаки своих детей воспитывали вместе с конём.

Конный спорт развивает высокую чувствительность, скорость реакции, координацию своих действий по направлению и величине развиваемых усилий, способность чувствовать и понимать поведение коня и многое другое. Для наших современников конный спорт привлекателен, прежде всего, исключительно приятным эмоциональным настроем и существенным улучшением общего состояния здоровья.

Улучшение здоровья объясняется активным взаимодействием наездника с конём. Занимающийся находится в режиме постоянной смены состояния своей нервно-мышечной системы – с напряжения на расслабление. Нет, нет: это ни в коем случае не означает, что все мышцы сразу или напряжены, или расслаблены. У человека, в норме, скелетная мускулатура находится в состоянии «фифти-фифти», то есть около 50% мышц напряжено, остальные расслаблены. При активных действиях количество напряжённых мышц увеличивается и, соответственно, расслабленных уменьшается.

Конная езда даёт возможность постоянно переключать состояние мышц с напряжения на расслабление с частотой, определяемой скоростью движения лошади. При этом сохраняется некоторый баланс между количеством напряжённых и расслабленных мышц. Такие переходы состояния мышц, при кажущейся статичности тела, обеcпечивают эффективную тренировочную нагрузку.

Ритмичная смена состояния скелетной мускулатуры создаёт условия для гармонизации взаимодействия функциональных систем и органов человека. В сердечно-сосудистой системе, например, при напряжении мышц кровеносные и лимфатические сосуды сжимаются, массируются сжимающими усилиями и из них выдавливается кровь и лимфа. Через полпериода в эти мышцы приходит расслабление, сосуды растягиваются и массируются растягивающими усилиями и заполняются новой порцией крови и лимфы. Вновь наступает напряжение, и цикл повторяется.

Легко можно увидеть, что при ритмичной смене напряжения и расслабления в мышцах, они вместе с сосудами начинают прокачивать кровь и лимфу, разгружают сердечную мышцу и создают условия для восстановления нормальных показателей работы всей сердечно-сосудистой системы. Одновременно с этим нормализуются процессы обмена и мозгового кровообращения.

Несколько лет назад у конного спорта появился маленький соперник. Он портативен, не просит есть и пить, не требует ухода и всегда готов оказать Вам оздоровительную, лечебную или спортивно-тренирующую услугу.

«Волновой тренажёр Агашина»

Для этого его нужно соответствующим образом потрясти. Трясти можно стоя, сидя и даже лёжа. Комплекс упражнений и рекомендации по применению приводятся в инструкции. Принцип действия тренажёра состоит в организации волновой смены состояния почти всей скелетной мускулатуры с напряжения на расслабление с частотой от двух до пяти раз в секунду.

Масса тренажёра до 2-х кг, размер не более 0,7м, время выполнения одного упражнения не более 30 секунд, для профилактики достаточно выполнить 5-7 упражнений 1-3 раза в день.

Эффективность занятий с «Тренажёром Агашина» подтверждена клиническими испытаниями и включением тренажёра в Реестр медицинских изделий Российской Федерации.

В спортивной тренировке конников тренажёр применяется с целью развития: силы, скорости, координации, точности, выносливости, совершенствования навыков верховой езды, сохранения мышечной структуры в тонусе.

Для оздоровительных занятий тренажёр применим с детских лет до глубокой старости.

Журнал «Точка опоры»

Наверх

 

4. Применение волновых тренажеров при подготовке юных гребцов-академистов

 

В.Ю.Стрельцов,

кафедра гребного спорта

 

С тех пор, как началось развитие соревновательной гребли как вида спорта, спортсмены стремились к совершенствованию развития физических свойств. При подготовке к соревнованиям искали новые средства и способы стать сильнее, опробовали новые методики. За время существования академической гребли значительно углубились и расширились представления о физиологических механизмах спортивной работоспособности гребцов. Прояснились особенности адаптации организма к напряжённой мышечной деятельности. Наконец, накопился богатый практический опыт подготовки спортсменов-гребцов высшей квалификации, включающий такие уникальные сведения о предельных напряжениях функциональных возможностей и резервах организма человека, которые ранее были просто неизвестны. Но на этом поиски новых средств и методов в подготовки гребцов не заканчиваются. Для улучшения техники гребли и роста результативности, тренеры и спортсмены находят и применяют различные нетрадиционные средства подготовки. Одним из таких нетрадиционных средств подготовки гребцов — академистов является использование эффекта Биомеханического резонанса (БМР), описанного в монографии Ф. К. Агашина (1977), как в целях функционального и физического совершенствования организма, так и в целях восстановления общей и специальной работоспособности. Эффективность практического применения этого открытия была доказана с помощью » Волновых тренажёров » (волнаров) при подготовке сборной команды по академической гребле к Олимпийским играм в Сеуле (1988). Спортсмены, которые применяли во время тренировки волновые тренажёры, заняли призовые места, несмотря на то, что были кандидатами на отчисление из состава сборной команды страны из-за возраста.

 

Работу в этой области продолжил М. Ф. Агашин (1991). На базе волнаров он разработал гантель динамическую » Тремомент «, которая воздействует на мышечные группы, внутренние органы и функциональные системы организма путём преобразования его биопотенциальной энергии в энергию упругих волн с частотой от 1 Гц. до 10 Гц. Периодическое изменение состояния мышц с напряжения на расслабление показало, что волновые колебания согласуют работу отдельных мышечных групп и биомеханических звеньев, что способствует улучшению скоростных, силовых и координационных возможностей организма при оптимизации энергетических затрат. ( М. Ф. Агашин, В. С. Дмитриев, А. П. Ткачук, 1994).

 

В статье авторы отмечают, что в результате волновых воздействий достоверно повышается транспортная функция мышц (Аринчин 1978), что способствует усилению кровотока. Это происходит благодаря ритмичному сокращению и расслаблению мышц и распространению упругих волн с частотой колебаний по телу человека, захватывая мышцы, связки, суставы органы и функциональные системы (так называемый » биорезонансный эффект «).

 

Предполагается, что влияние биорезонансного эффекта может быть использовано при активном отдыхе и восстановлении работоспособности после физической нагрузки и умственной деятельности для увеличения эффективности процессов реабилитации после нагрузок.

 

Для выявления положительного влияния биорезонансного эффекта на восстановительные процессы, необходимо установить оптимальные параметры характеристик этого воздействия, при которых бы отмечалось наиболее положительное влияние волнового воздействия на функциональное и физическое состояние организма при различном характере работы и утомления.

 

Волновое воздействие создавалось при выполнении упражнения с динамической гантелью » Тремомент » (М. Ф. Агашина 1995). » Гантель динамическая » состоит из стержня и расположенных на нём подвижного груза и пружины. На концах стержня установлены рукоятки. которые могут иметь различную форму, в зависимости от состояния рук человека и целей занятий.

 

Размеры стержня, груза и пружины выбираются так, чтобы человек мог задавать ритмическое колебательное (возвратно-поступательное или вращательное ) движение груза по стержню с частотой от 1 до 10 колебаний в секунду. Пружина поддерживает устойчивость этих колебаний и исключает жёсткие удары груза о рукоятки.

 

Ритмическое колебательное движение груза создаёт периодическую смену направления усилий, действующих на человека. При этом мышцы, создающие и воспринимающие эти усилия, вынужденно меняют своё состояние с напряжённого на расслабленное и обратно в соответствии с частотой колебаний груза.

 

Исследования проводились на спортсменах ( юноши 14 — 15 лет ) в условиях естественной тренировки ( в лодке на воде ), в условиях имитационной тренировки ( гребной бассейн ) и при физической подготовке ( в спортивном и тренажёрном залах ).

 

Перед началом эксперимента были произведены: врачебное обследование и тестирование физических свойств ( контрольная тренировка по штанге и прохождение 2000 метров на гребном эргометре ). Гантель динамическая применялась во время отдыха между подходами к снарядам и между упражнениями, а также во время разминки и в конце тренировки. Общее время работы с волновым воздействием составляло от 10 до 15 минут. за тренировку.

 

В эксперименте участвовало две группы. Одна группа — экспериментальная, другая — контрольная. Контрольная группа тренировалась по общепринятой методике подготовки, а в тренировках экспериментальной группы уменьшалось количество серий в упражнениях за счёт применения гантелей динамических Упражнения с волновым воздействием проводились в положении стоя и сидя, в вертикальной и горизонтальной плоскостях, одной и двумя руками с индивидуальной частотой колебания груза весом от 1 до 4 кг. Длительность волнового воздействия варьировалась в пределах от 10 сек. до 1 мин.

 

На начальном этапе эксперимента ребятами осваивалась гантель динамическая, подбирался индивидуальный режим работы с волновым воздействием, с индивидуальной частотой колебаний груза и временем воздействия. Работа с гантелью динамической осуществлялась во время отдыха, следующими способами: стоя, одной и двумя руками, в вертикальной и горизонтальной плоскостях по 60 сек. с частотой колебания груза 2 — 2,5 Гц. Работа осуществлялась на протяжении двух месяцев. По мере освоения работы с гантелью динамической и увеличением интенсивности тренировок изменялось время работы с гантелью, количество подходов увеличивалось , а время работы за один подход уменьшалось, изменялась частота колебаний груза.

 

Наиболее эффективной была работа с гантелью динамической в микро паузах между основной нагрузкой в течении 15 — 30 сек. с частотой колебания 3,5 — 4 Гц. Были отмечены субъективные ощущения более высокого уровня восстановления в экспериментальной группе чем в контрольной. Также было отмечено, что снижения утомления можно достичь с уменьшением времени волнового воздействия, но с увеличением частоты колебательных движений груза.

 

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Стрельцов В.Ю. Применение волновых тренажеров при подготовке юных гребцов-академистов / Стрельцов В.Ю. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М.: 1998. — Т. 5. — С. 52-54.

Наверх

Подробнее о пользе и возможностях применения тренажёра:

Для здоровья…

Для детей и школьников…

При подготовке спортсменов…

При подготовке спецподразделений…

Стоимость тренажёров Агашина различна — в зависимости от исполнения и количества заказанных тренажёров. 

Мы ответим на все Ваши вопросы о том:

— как приобрести тренажёр Агашина,

— где купить тренажеры Агашина,

— сколько стоит тренажёр (в зависимости от исполнения);

— как с его использованием улучшить здоровье, увеличить силу, скорость реакции и т.д.,

а также мы можем:

— приехать к Вам для демонстрации работы тренажёра;

— провести занятия по обучению работе с тренажёрами;

— помочь в индивидуальном подборе «Тренажеров Агашина»;

— проконсультировать по вопросам приобретения и применения комплексов «Тренажеров Агашина» организациями;

— организовать изготовление тренажёров на заказ с нестандартными параметрами.

Для решения указанных вопросов обращайтесь по телефонам

Москва: 545-67-63